Важным направлением нормотворчества является разработка медиативных правовых и финансовых инструментариев процесса реструктуризации задолженности
Андрей БОРОВИК
Специально для «Юридической практики»
C момента практического запуска Закона Украины № 1414-VIII «О финансовой реструктуризации» (Закон о реструктуризации) и открытия офиса Секретариата финансовой реструктуризации прошло 23 месяца. Всего было открыто 25 кейсов, в которых реструктуризировалась задолженность на общую сумму порядка 1,35 млрд долл. США, 20 кейсов на сумму 1 млрд долл. США уже успешно закрыты.
Успешные кейсы
Несмотря на то что основная часть реструктуризированных кредитов относится к компаниям Киева или области (83,43 % от общей суммы кейсов), процедуру финансовой реструктуризации уже прошли крупные компании, в том числе из Житомирской, Волынской, Херсонской, Ивано-Франковской и Донецкой областей. Процедура, как и ожидалось, в большинстве своем использовалась государственными банками Украины (88 %). И сегодня уже все государственные банки, которые в принципе имели корпоративный NPL (от англ. non-performing loan — «просроченный», недобросовестный кредит), присоединились к процессу реструктуризации в рамках Закона о реструктуризации.
Из всех процедур операции с недвижимостью составляют 31 % от общей суммы, сельскохозяйственное направление — 9,9 %, оптовая и розничная торговля — 24 %, операции, касающиеся девелоперов, — 20 %, операции, связанные с перерабатывающей промышленностью, — 14 %, с добывающей промышленностью — 1 %.
Все процедуры, осуществляемые в соответствии с Законом о реструктуризации (20 кейсов), были успешно завершены, то есть приняты и подписаны планы реструктуризации.
Ни по одному из кейсов не поступили обращения в арбитраж, предусмотренный Законом о реструктуризации для разрешения проблемных вопросов в процессе принятия плана реструктуризации.
Сложный процесс
Согласно данным Национального банка Украины уровень NPL продолжает сокращаться, хотя и низкими темпами. Основной фактор — выдача новых кредитов физическим лицам незначительно «размывает» имеющийся кредитный портфель. Процесс восстановления качества кредитного портфеля из за неработающих кредитов, выданных недобросовестным заемщикам, относительно медленный. По сути Закон о реструктуризации является одним из немногих инструментариев по оздоровлению корпоративного сектора (без учета физических лиц). Тем не менее размер NPL по-прежнему внушительный и составляет без учета портфеля «ПриватБанка» 422 млрд грн, из которых примерно 150 млрд — это долги, относящиеся к АРК Крым и временно неконтролируемым территориям. Исходя из этих данных, можно утверждать, что посредством применения Закона о реструктуризации было оздоровлено 13 % от общего возможного корпоративного NPL. К сожалению, стратегически целевая аудитория действия данного законодательного акта в условиях крайне низкого уровня и качества нового кредитования будет стремительно сокращаться. Однако объем существующих проблемных кредитов, по которым компания-должник фактически продолжает свою деятельность, остается существенным. Именно для таких компаний действует Закон о реструктуризации, и именно они обеспечивают увеличивающийся спрос на процедуру. Так объем поданных на реструктуризацию процедур в 2018 году достиг 28,5 млрд грн и превысил более чем в 3,5 раза показатель за 2017 год. Исходя из анализа существующего портфеля, можно говорить о том, что объем процедур в этом году будет не меньше, чем в прошлом.
Процесс разработки и внедрения Закона о реструктуризации в правовое поле Украины был сложным и в нем было задействовано огромное количество международных институций, украинских финансовых компаний и специалистов. Поскольку он имеет медиативный характер, то есть соблюдается принцип добровольности как в отношении должника, так и в отношении кредитора, в эффективности подобного подхода возникли сомнения, что, собственно, и подтвердила указанная выше динамика открытия процедур в рамках Закона о реструктуризации. В сложившейся ситуации основными вызовами в работе с NPL являются возврат вложенных банком средств и выбор правильного инструмента. И то обстоятельство, что с помощью Закона о реструктуризации, применять который никого не заставляли санкциями и использование которого не сулит кредитору прямой выгоды в краткосрочной перспективе, за два года действия удалось реструктуризировать существенную часть реального NPL, является крайне значимым фактором. По сути, финансовый рынок Украины проявил самоорганизацию в использовании абсолютно добровольной процедуры ради инвестирования в стратегические финансово-репутационные сферы, ориентированные в первую очередь на западные институции и рынок в целом. При этом Закон о реструктуризации сохраняет ключевой базис процесса реструктуризации в виде желания должника и кредитора добровольно договариваться о возврате долга, который долгое время не обслуживается и по которому идут многолетние судебные тяжбы, что также может свидетельствовать об усилении защиты прав кредитора.
Что касается стороны должника, то здесь ситуация несколько другая, и Закон о реструктуризации действительно предоставляет ряд прямых преимуществ, в том числе и налоговых, данным компаниям. Однако, учитывая общий профиль компаний, принявших участие в процедуре, можно отметить, что репутационные и среднесрочные стратегии в их решениях тоже сыграли далеко не последнюю роль при принятии решения о вступлении в процедуру. При этом основой данного процесса, судя по открытым делам, является запрос компании-должника на погашение долга имуществом или дисконтирование долга, либо и то, и другое одновременно с целью возвращения к нормальной операционной деятельности и доступу к финансированию. И в этом случае инструментарий например коммерческого банка более свободен, чем у банка государственного сектора, в связи с чем мы прогнозируем сохранение интереса коммерческих банков к процедуре, предусмотренной Законом о реструктуризации, и в 2019 году.
Разработка инструментов
Следует отметить, что 36 млрд грн проблемных кредитов в Украине реструктуризированы в рамках этого законодательного акта без применения каких-либо принудительных мер со стороны государственного аппарата и являются прямым следствием использования нового финансово-правового инструмента свободным рынком.
Максимальное упрощение правовых процедур всегда способствовало сохранению баланса интересов всех субъектов рынка. По-настоящему свободный рынок способен к самоорганизации в применении максимально эффективных решений. Но чрезмерное регулирование рынка в стратегической перспективе никак не влияет на основные законы его существования, а лишь увеличивает разрыв между де-факто и де-юре. Именно из этих соображений крайне важным направлением мне кажется разработка медиативных правовых и финансовых инструментариев, которые отвечают требованиям времени, ведь рынок будет самостоятельно их использовать на добровольной основе, тем самым повысится и эффективность применения таких инструментов на практике. Однако подобные законы являются удачным и эффективным инструментом нивелирования негатива, но не могут быть единственным фактором стратегического оздоровления финансового сектора страны. И мы надеемся на глобальные изменения в общем макроэкономическом подходе, которые уже происходят, но по разным причинам пока еще не достигли главной стратегической цели — процветания и развития банковского рынка Украины.
БОРОВИК Андрей — заместитель председателя Секретариата, созданного во исполнение Закона Украины «О финансовой реструктуризации», г. Киев