Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
       
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Стаття видання "Юридична практика" №9 від 26.02.2019 "Из этого выйдет долг" (рос.мовою)

Важным направлением нормотворчества является разработка медиативных правовых и финансовых инструментариев процесса реструктуризации задолженности

 

Андрей БОРОВИК

Специально для «Юридической практики»

 

C момента практического запуска Закона Украины № 1414-VIII «О финансовой реструктуризации» (Закон о реструктуризации) и открытия офиса Секретариата финансовой реструктуризации прошло 23 месяца. Всего было открыто 25 кейсов, в которых реструктуризировалась задолженность на общую сумму порядка 1,35 млрд долл. США, 20 кейсов на сумму 1 млрд долл. США уже успешно закрыты.

 

Успешные кейсы

 

Несмотря на то что основная часть реструктуризированных кредитов относится к компаниям Киева или области (83,43 % от общей суммы кейсов), процедуру финансовой реструктуризации уже прошли крупные компании, в том числе из Житомирской, Волынской, Херсонской, Ивано-Франковской и Донецкой областей. Процедура, как и ожидалось, в большинстве своем использовалась государственными банками Украины (88 %). И сегодня уже все государственные банки, которые в принципе имели корпоративный NPL (от англ. non-performing loan — «просроченный», недобросовестный кредит), присоединились к процессу реструктуризации в рамках Закона о реструктуризации.

Из всех процедур операции с недвижимостью составляют 31 % от общей суммы, сельскохозяйственное направление — 9,9 %, оптовая и розничная торговля — 24 %, операции, касающиеся девелоперов, — 20 %, операции, связанные с перерабатывающей промышленностью, — 14 %, с добывающей промышленностью — 1 %.

Все процедуры, осуществляемые в соответствии с Законом о реструктуризации (20 кейсов), были успешно завершены, то есть приняты и подписаны планы реструктуризации.

Ни по одному из кейсов не поступили обращения в арбитраж, предусмотренный Законом о реструктуризации для разрешения проблемных вопросов в процессе принятия плана реструктуризации.

 

Сложный процесс

 

Согласно данным Национального банка Украины уровень NPL продолжает сокращаться, хотя и низкими темпами. Основной фактор — выдача новых кредитов физическим лицам незначительно «размывает» имеющийся кредитный портфель. Процесс восстановления качества кредитного портфеля из за неработающих кредитов, выданных недобросовестным заемщикам, относительно медленный. По сути Закон о реструктуризации является одним из немногих инструментариев по оздоровлению корпоративного сектора (без учета физических лиц). Тем не менее размер NPL по-прежнему внушительный и составляет без учета портфеля «ПриватБанка» 422 млрд грн, из которых примерно 150 млрд — это долги, относящиеся к АРК Крым и временно неконтролируемым территориям. Исходя из этих данных, можно утверждать, что посредством применения Закона о реструктуризации было оздоровлено 13 % от общего возможного корпоративного NPL. К сожалению, стратегически целевая аудитория действия данного законодательного акта в условиях крайне низкого уровня и качества нового кредитования будет стремительно сокращаться. Однако объем существующих проблемных кредитов, по которым компания-должник фактически продолжает свою деятельность, остается существенным. Именно для таких компаний действует Закон о реструктуризации, и именно они обеспечивают увеличивающийся спрос на процедуру. Так объем поданных на реструктуризацию процедур в 2018 году достиг 28,5 млрд грн и превысил более чем в 3,5 раза показатель за 2017 год. Исходя из анализа существующего портфеля, можно говорить о том, что объем процедур в этом году будет не меньше, чем в прошлом.

Процесс разработки и внедрения Закона о реструктуризации в правовое поле Украины был сложным и в нем было задействовано огромное количество международных институций, украинских финансовых компаний и специалистов. Поскольку он имеет медиативный характер, то есть соблюдается принцип добровольности как в отношении должника, так и в отношении кредитора, в эффективности подобного подхода возникли сомнения, что, собственно, и подтвердила указанная выше динамика открытия процедур в рамках Закона о реструктуризации. В сложившейся ситуации основными вызовами в работе с NPL являются возврат вложенных банком средств и выбор правильного инструмента. И то обстоятельство, что с помощью Закона о реструктуризации, применять который никого не заставляли санкциями и использование которого не сулит кредитору прямой выгоды в краткосрочной перспективе, за два года действия удалось реструктуризировать существенную часть реального NPL, является крайне значимым фактором. По сути, финансовый рынок Украины проявил самоорганизацию в использовании абсолютно добровольной процедуры ради инвестирования в стратегические финансово-репутационные сферы, ориентированные в первую очередь на западные институции и рынок в целом. При этом Закон о реструктуризации сохраняет ключевой базис процесса реструктуризации в виде желания должника и кредитора добровольно договариваться о возврате долга, который долгое время не обслуживается и по которому идут многолетние судебные тяжбы, что также может свидетельствовать об усилении защиты прав кредитора.

Что касается стороны должника, то здесь ситуация несколько другая, и Закон о реструктуризации действительно предоставляет ряд прямых преимуществ, в том числе и налоговых, данным компаниям. Однако, учитывая общий профиль компаний, принявших участие в процедуре, можно отметить, что репутационные и среднесрочные стратегии в их решениях тоже сыграли далеко не последнюю роль при принятии решения о вступлении в процедуру. При этом основой данного процесса, судя по открытым делам, является запрос компании-должника на погашение долга имуществом или дисконтирование долга, либо и то, и другое одновременно с целью возвращения к нормальной операционной деятельности и доступу к финансированию. И в этом случае инструментарий например коммерческого банка более свободен, чем у банка государственного сектора, в связи с чем мы прогнозируем сохранение интереса коммерческих банков к процедуре, предусмотренной Законом о реструктуризации, и в 2019 году.

 

Разработка инструментов

 

Следует отметить, что 36 млрд грн проблемных кредитов в Украине реструктуризированы в рамках этого законодательного акта без применения каких-либо принудительных мер со стороны государственного аппарата и являются прямым следствием использования нового финансово-правового инструмента свободным рынком.

Максимальное упрощение правовых процедур всегда способствовало сохранению баланса интересов всех субъектов рынка. По-настоящему свободный рынок способен к самоорганизации в применении максимально эффективных решений. Но чрезмерное регулирование рынка в стратегической перспективе никак не влияет на основные законы его существования, а лишь увеличивает разрыв между де-факто и де-юре. Именно из этих соображений крайне важным направлением мне кажется разработка медиативных правовых и финансовых инструментариев, которые отвечают требованиям времени, ведь рынок будет самостоятельно их использовать на добровольной основе, тем самым повысится и эффективность применения таких инструментов на практике. Однако подобные законы являются удачным и эффективным инструментом нивелирования негатива, но не могут быть единственным фактором стратегического оздоровления финансового сектора страны. И мы надеемся на глобальные изменения в общем макроэкономическом подходе, которые уже происходят, но по разным причинам пока еще не достигли главной стратегической цели — процветания и развития банковского рынка Украины.

 

БОРОВИК Андрей — заместитель председателя Секретариата, созданного во исполнение Закона Украины «О финансовой реструктуризации», г. Киев

Проект реалізується за фінансової підтримки Європейського банку реконструкції та розвитку, що надав грант зі Спеціального фонду акціонерів.
Проект реалізується за адміністративної та фінансової підтримки НАБУ.