Пн Вт Ср Чт Пт Сб Нд
   
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
   

Донести портфель

В журнале "Юридическая практика" от 24.07.2018 г. №29 вышла статья о применении Законе Украины "Про финансовую реструктуризацию" для сегмента малого и среднего бизнеса.
http://pravo.ua/article.php?id=100117553

Финансовым компаниям с портфелем проблемных активов, состоящим из субъектов малого и среднего бизнеса, предоставляется возможность получить дополнительную прямую прибыль обеим сторонам финреструктуризации благодаря льготам.

Секре­тариат фи­нансовой реструктуризации (Секретариат), созданный во исполнение Закона Украины «О финансовой реструктуризации» (Закон) работает больше года (начало работы — 3 апреля 2017-го). Соответственно, уже есть первые результаты практического применения Закона в Украине, детально проанализированные. И если свести все к максимальной сути, итог следующий: 14 дел поданы в Секретариат (девять завершены) на сумму более 21 млрд грн. При этом в существующем «портфеле» Закона сегодня 91 % (по сумме кейса) составляют процедуры, где должник является крупным корпоративным субъектом. Стоит уточнить, что в рамках концепции, принятой при разработке Закона, высказывалось мнение, что Закон в первую очередь направлен на оздоровление именно крупных корпоративных должников, которые при этом являются клиентами государственных банков. Действительно, трудно возразить, что в сложившейся ситуации государственные банки больше скованы в возможности принимать гибкие меры в рамках переговорного процесса с должником. Именно эту правовую коллизию в инструментарии для государственных банков и призван был решить Закон. Однако данная «целевая аудитория», хоть и особо важная, но далеко не единственная для сферы применения Закона. Более того, в различных аналитических материалах, а также в ходе проведения профессиональных конференций не раз говорилось о том, что именно для крупных компаний принятие Закона существенно запоздало. Данный фактор действительно выступает одним из ограничений, влияющих на распространенность процедуры среди изначальной «целевой аудитории» Закона. Однако он не является критическим, что, собственно, доказано миллиардными суммами поданных в Секретариат кейсов. Тем не менее за год работы все субъекты корпоративного бизнеса, на которых распространяется действие Закона, а также крупные кредиторы (госбанки и коммерческие банки) были как минимум проинформированы о возможностях применения Закона и в той или иной степени вовлечены в процесс его реализации.

Сейчас мы видим острую необходимость донесения информации об эффективности процедуры до более широкой аудитории малого и среднего бизнеса, а также банков и финансовых компаний, которые зачастую владеют проблемным портфелем, выкупленным у различных банков. И в подобной ситуации, когда необходимо преодолеть известную инертность огромной массы рынка малого и среднего бизнеса, очевидно, что действовать нужно оперативно (Закон работает до октября 2019 года). Как утверждают специалисты, Закон интересен именно для этого рынка, поскольку субъекты малого и среднего бизнеса могут преодолеть известные сдерживающие факторы, влияющие на распространение процедуры среди корпоративного сектора. Интерес связан с гибкостью принятия решения внутри компании должника и кредитора, меньшей опасностью административных и юридических рисков, меньшей зарегулированностью рынка финансовых компаний (которые также могут применять Закон), возможностью использовать полный спектр преференций, гарантированный Законом, как для кредитора, так и для компаний должников.

Исходя из перечисленных выше факторов, очевидно, что применение Закона для финансовых компаний с портфелем проблемных активов, состоящим из субъектов малого и среднего бизнеса, предоставляет возможность не только решить основную проблему при возвращении клиента из статуса «проблемный», но и получить дополнительную прямую прибыль обеим сторонам процесса финансовой реструктуризации благодаря применению льгот.

Именно из этих соображений основным направлением в работе Секретариата стало распространение информации о возможностях Закона для малого и среднего бизнеса среди всех игроков рынка Украины. У нас есть объективное видение о возможности существенного расширения портфеля клиентов процедуры за счет субъектов малого и среднего бизнеса, и мы верим, что 2018 год докажет это в практической плоскости.

БОРОВИК Андрей — заместитель председателя Секретариата, созданного во исполнение Закона Украины «О финансовой реструктуризации», г. Киев

Мнения

Конструктивный диалог

Сергей ПАПЕРНИК,
глава практики банковского и финансового права ЮФ Evris

К сожалению, Закон о финансовой реструктуризации вступил в силу слишком поздно для многих компаний. В первую очередь это касается крупных бизнес-групп, которые в попытках сохранить активы и не имея иного выхода, уже очень глубоко вошли в сложные и затянутые судебные процессы, включая множественные банкротства. Тем не менее, как показывает наш опыт, финансовая реструктуризация сегодня очень интересна компаниям среднего и малого бизнеса, пока еще способным вести конструктивный диалог с банковскими учреждениями. Более того, банки сами понимают, насколько низка конверсия от судебных тяжб с субъектами малого и среднего бизнеса, а потому стремятся работать с такими проблемными портфелями менее агрессивно и готовы идти навстречу.

 

Принцип правомерности

Руслан ХАРЧЕНКО,
CEO ФК «Морган кэпитал»

В нашей практической ситуации с должником была достигнута договоренность об урегулировании задолженности именно рамках Закона о финансовой реструктуризации, поскольку это позволило обеспечить больший размер погашения долга за счет полученных должником налоговых льгот как дополнительного источника погашения долга. Также были приостановлены все юридические процедуры в отношении должника и полностью восстановлена его платежеспособность.

Отмечу, что в части налоговых льгот среди профессиональных участников и консультантов не утихает дискуссия относительно неоднозначного определения в Налоговом кодексе Украины оснований для неначисления налога на прибыль предприятия-должника в части прощеного долга. Моя позиция по данному вопросу однозначная: при неодинаковом толковании налогового законодательства применяется принцип правомерности плательщика налога (пункт 4.1.4 статьи 4 Налогового кодекса Украины).

Представим на примере стандартный кейс по урегулированию задолженности в рамках Закона о финансовой реструктуризации. Допустим, по кредитному договору существует задолженность в размере 100 млн грн. В результате достигнутых договоренностей должник и кредитор подписали и реализовали План финансовой реструктуризации, по условиям которого часть задолженности в сумме 60 млн погашается за счет продажи залогового имущества, а часть — в размере оставшихся 40 млн — по договоренности между сторонами подлежит прощению. Налоговая льгота для должника по НДС составила 10 млн грн, а по налогу на прибыль — 7,2 млн. Сэкономленные должником 17,2 млн грн обеспечили погашение задолженности в большем размере и дополнительное финансовое вливание в бизнес заемщика без необходимости применения в отношении последнего сложной процедуры ликвидации и банкротства.

 
Проект реалізується за фінансової підтримки Європейського банку реконструкції та розвитку, що надав грант зі Спеціального фонду акціонерів.
Проект реалізується за адміністративної та фінансової підтримки НАБУ.