http://pravo.ua/article.php?id=100117553
Финансовым компаниям с портфелем проблемных активов, состоящим из субъектов малого и среднего бизнеса, предоставляется возможность получить дополнительную прямую прибыль обеим сторонам финреструктуризации благодаря льготам.
Сейчас мы видим острую необходимость донесения информации об эффективности процедуры до более широкой аудитории малого и среднего бизнеса, а также банков и финансовых компаний, которые зачастую владеют проблемным портфелем, выкупленным у различных банков. И в подобной ситуации, когда необходимо преодолеть известную инертность огромной массы рынка малого и среднего бизнеса, очевидно, что действовать нужно оперативно (Закон работает до октября 2019 года). Как утверждают специалисты, Закон интересен именно для этого рынка, поскольку субъекты малого и среднего бизнеса могут преодолеть известные сдерживающие факторы, влияющие на распространение процедуры среди корпоративного сектора. Интерес связан с гибкостью принятия решения внутри компании должника и кредитора, меньшей опасностью административных и юридических рисков, меньшей зарегулированностью рынка финансовых компаний (которые также могут применять Закон), возможностью использовать полный спектр преференций, гарантированный Законом, как для кредитора, так и для компаний должников.
Исходя из перечисленных выше факторов, очевидно, что применение Закона для финансовых компаний с портфелем проблемных активов, состоящим из субъектов малого и среднего бизнеса, предоставляет возможность не только решить основную проблему при возвращении клиента из статуса «проблемный», но и получить дополнительную прямую прибыль обеим сторонам процесса финансовой реструктуризации благодаря применению льгот.
Именно из этих соображений основным направлением в работе Секретариата стало распространение информации о возможностях Закона для малого и среднего бизнеса среди всех игроков рынка Украины. У нас есть объективное видение о возможности существенного расширения портфеля клиентов процедуры за счет субъектов малого и среднего бизнеса, и мы верим, что 2018 год докажет это в практической плоскости.
БОРОВИК Андрей — заместитель председателя Секретариата, созданного во исполнение Закона Украины «О финансовой реструктуризации», г. Киев
Мнения
Конструктивный диалог
Сергей ПАПЕРНИК,
глава практики банковского и финансового права ЮФ Evris
К сожалению, Закон о финансовой реструктуризации вступил в силу слишком поздно для многих компаний. В первую очередь это касается крупных бизнес-групп, которые в попытках сохранить активы и не имея иного выхода, уже очень глубоко вошли в сложные и затянутые судебные процессы, включая множественные банкротства. Тем не менее, как показывает наш опыт, финансовая реструктуризация сегодня очень интересна компаниям среднего и малого бизнеса, пока еще способным вести конструктивный диалог с банковскими учреждениями. Более того, банки сами понимают, насколько низка конверсия от судебных тяжб с субъектами малого и среднего бизнеса, а потому стремятся работать с такими проблемными портфелями менее агрессивно и готовы идти навстречу.
Принцип правомерности
Руслан ХАРЧЕНКО,
CEO ФК «Морган кэпитал»
В нашей практической ситуации с должником была достигнута договоренность об урегулировании задолженности именно рамках Закона о финансовой реструктуризации, поскольку это позволило обеспечить больший размер погашения долга за счет полученных должником налоговых льгот как дополнительного источника погашения долга. Также были приостановлены все юридические процедуры в отношении должника и полностью восстановлена его платежеспособность.
Отмечу, что в части налоговых льгот среди профессиональных участников и консультантов не утихает дискуссия относительно неоднозначного определения в Налоговом кодексе Украины оснований для неначисления налога на прибыль предприятия-должника в части прощеного долга. Моя позиция по данному вопросу однозначная: при неодинаковом толковании налогового законодательства применяется принцип правомерности плательщика налога (пункт 4.1.4 статьи 4 Налогового кодекса Украины).
Представим на примере стандартный кейс по урегулированию задолженности в рамках Закона о финансовой реструктуризации. Допустим, по кредитному договору существует задолженность в размере 100 млн грн. В результате достигнутых договоренностей должник и кредитор подписали и реализовали План финансовой реструктуризации, по условиям которого часть задолженности в сумме 60 млн погашается за счет продажи залогового имущества, а часть — в размере оставшихся 40 млн — по договоренности между сторонами подлежит прощению. Налоговая льгота для должника по НДС составила 10 млн грн, а по налогу на прибыль — 7,2 млн. Сэкономленные должником 17,2 млн грн обеспечили погашение задолженности в большем размере и дополнительное финансовое вливание в бизнес заемщика без необходимости применения в отношении последнего сложной процедуры ликвидации и банкротства.